Неточные совпадения
Он вдруг остановился среди комнаты, скрестив руки на груди, сосредоточенно прислушиваясь, как в нем зреет утешительная догадка: все, что говорит Нехаева, могло бы служить для него хорошим оружием самозащиты. Все это очень твердо противостоит «кутузовщине».
Социальные вопросы ничтожны рядом с трагедией индивидуального
бытия.
— Рабочему классу философский идеализм — враждебен; признать
бытие каких-то тайных и непознаваемых сил вне себя, вне своей энергии рабочий не может и не должен. Для него достаточно
социального идеализма, да и сей последний принимается не без оговорок.
В
бытии есть уже активация, или мертвящая отвлеченность понятия, или идеализированная природная необходимость и
социальное принуждение.
Требование революции тоже кесарево требование, только революция духа стояла бы вне этого, но она не может быть смешиваема с революциями политическими и
социальными, она принадлежит к другому плану
бытия.
Но и
социальная демократия Маркса также мало освобождает личность и также не считается с ее автономным
бытием.
Мы стоим перед объективизмом, который свяжет нас с подлинным
бытием,
бытием абсолютным, а не природной и
социальной средой; мы идем к тому реализму, который находит центр индивидуума, связующую нить жизни и утверждает личность как некое вечное
бытие, а не мгновенные и распавшиеся переживания и настроения.
Самые радикальные
социальные перевороты не затрагивают корней человеческого
бытия, не уничтожают зла, а лишь отводят его.
Пустота, которая остается после освобождения от природного и
социального объективизма, после «критического» отвержения всякого
бытия, должна быть чем-нибудь заполнена; ее не может заполнить ни вера в категорический императив, ни вера в непреложность математики.
Мы непосредственно знаем себя, однако, только как личности, обособленные центры
бытия, а органичность свою ощущаем лишь чрез
социальную среду как внешнюю данность, нечто случайное и принудительное, не соборность, но коллектив, имеющий высший идеал не в любви, а в солидарности.
Это «усредненное», «выравненное»
бытие, где человек обезличивается, теряет свою подлинность и ориентируется в своих действиях лишь на окружающих («поступает, как все»).]
социальной обыденности, тирания средне-общего над лично-индивидуальным.
Сталкиваются две точки зрения: 1) есть неизменный, вечный, разумный порядок
бытия, он выражается и в порядке
социальном, который создается не людьми и которому люди должны подчиняться, и 2) основы мировой и
социальной жизни, пораженной падшестью, не вечные и не навязанные сверху, они меняются от человеческой активности и творчества.
Именно в духе человек свободен, не чувствует зависимости не только от детерминации природной и
социальной, но и от детерминации логического универсализма, т. е. от детерминации природного,
социального и логического, родового
бытия.
Очищенная, освобожденная духовность означает отрешенность не от личного, связанного с множественностью
бытия, а от природных и
социальных ограничений, связанных с объективацией.
Достоевский исследует, как безбрежная
социальная мечтательность русских революционеров, русских мальчиков ведет к истреблению
бытия со всеми его богатствами, доводит до пределов небытия.